Стили воспитания.

Существует много классификаций стилей воспитания детей. Я приведу самые известные.

Э.Г. Эйдемиллер выделяет шесть типов семейного воспитания .

 

1. Гипопротекция (гипоопека). Данный тип характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке и недостатком контроля. Ребенок предоставлен самому себе, переживая свою заброшенность. Неудовлетворенность потребности в родительской любви, невключенность в жизнь семьи могут приводить к асоциальному поведению.

2. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека). Данный тип воспитания проявляется в навязчивой заботе, чрезмерной опеке, мелочном контроле, запретах. У ребенка подавляется чувство ответственности, развивается безынициативность, неумение постоять за себя; либо появляется выраженное стремление к эмансипации.

3. Потворствующая гиперпротекция.

Проявляется в стремлении удовлетворить все желания и потребности ребенка, в чрезмерном восхищении его минимальными успехами. Ребенку отводится роль кумира семьи, культивируется его эгоизм. В результате у ребенка формируется неадекватный, завышенный уровень притязаний, не соответствующий его возможностям.

4. Эмоциональное отвержение.
 Проявляется в непринятии ребенка во всех его проявлениях, потребности его полностью игнорируются. Выделяют следующие формы отвержения: 1) явное эмоциональное отвержение. Например, звучат фразы: ты мне надоел; не лезь ко мне; уйди; 2) скрытое эмоциональное отвержение проявляется по-разному: в виде иронии, высмеивания; в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой. Как считают исследователи, данный стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

5. Тип патогенного воспитания: «жестокие взаимоотношения».
Жестокие взаимоотношения с детьми могут проявляться по-разному: открыто, явно в виде насилия, побоев; скрыто в виде эмоциональной враждебности и холодности..

 6. Повышенная моральная ответственность.
 При таком стиле воспитания от ребенка требуют проявления высоких моральных качеств: порядочности, чувства долга не в соответствии с возрастом ребенка. На ребенка, независимо от возраста, возлагают ответственность за благополучие родных людей и заботу о них.

 

Д. Баумринд более 30 лет на­зад предложила типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных  стиля: авторитарный, демократический и попустительский.

 

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль — все решения прини­мают родители, считающие, что ребенок во всем должен под­чиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать спои требования, сопро­вождая их жестким контролем, суровыми запретами, выгово­рами и физическими наказаниями. При таком воспитании у детей формируется лишь меха­низм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или стра­ха перед наказанием, и как только угроза наказания извне ис­чезает, поведение ребенка может стать потенциально анти­общественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительнос­ти, постоянной настороженности и даже враждебности к окру­жающим.

Демократический стиль воспитания

Демократический стиль  — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответ­ствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, уча­ствуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедли­вости и последовательном соблюдении дисциплины, что форми­рует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль воспитания

Попустительский стиль — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ог­раничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликту­ют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родите­лей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подрост­ка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для са­мостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные сти­ли семенного воспитания.

Хаотический стиль воспитания

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно вы­раженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспи­тательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важ­ных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребен­ка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тре­вожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуа­циях даже агрессивность и неуправляемость, социальную деза­даптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ре­бенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за нето все возникающие проблемы. Родители бдительно следят а поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспита­ния приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формирова­нию у него тревожности, беспомощности.

 

В книге доктора педагогических наук Миниярова В.М. интересно описана его собственная классификация детско-родительских отношений. Скачать книгу можно здесь.