Готовность к школе

Понятие «готовность к школе» включает в себя несколько категорий.

  1. Педагогическая готовность – ребенок должен иметь определенный уровень знаний и навыков, что бы учиться в школе. К примеру, ребенок должен знать буквы, цифры, геометрические фигуры. Иметь общую осведомленность о внешнем мире: знать основные группы внешних объектов (транспорт, животные, профессии, предметы быта, овощи и фрукты, основные города, название своего города и адрес проживания, виды спорта и др.)
  2. Психологическая готовность: Определенный уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для усвоения школьной программы. Психологическая готовность включает в себя:
  • Мотивационную готовность (личностную);
  • Интеллектуальную готовность;
  • Эмоционально- волевую готовность.
  1. Социально-психологическая готовность. Сфера отношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Мотивационная готовность.
(Стремление ребенка занять новую социальную позицию ШКОЛЬНИКА)

Социальная мотивация (т.е.  желание войти  в мир взрослых по средствам получения нового статуса ШКОЛЬНИК.) При преобладании этого вида мотивации ребенка в школе, прежде всего, интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. В общих чертах первоклассник знает, что он должен делать как ученик, то есть как он должен исполнять роль ученика. Информацию же о том, как он справляется с этой ролью, успешно или нет, то есть смогли он занять желаемую социальную позицию, дает ребенку учитель в форме оценки его поведения и прилежания. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне. Таким образом, в данном случае одобрение учителя может рассматриваться как опредмечивание потребности ребенка в новой социальной позиции, и, в конечном счете, именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность ребенка.

Такая структура мотивационной сферы позволит ученику успешно справляться со своими обязанностями до тех пор, пока для него будет притягательна социальная позиция школьника. Но как только эта позиция станет для него привычной и ему уже не нужно будет подтверждения, что он хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее воздействие.

Познавательная мотивация. Данный вид мотивации полностью построен на ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ребенка, его желании узнавать новое. Такие дети хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом. Бывает и так: на уроках ученик внимательно слушает новый материал, представляющий для него интерес, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять уже усвоенный материал ему скучно. Поскольку же у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности ученика, как этого требует его новая социальная позиция. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то он вскоре, несмотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении. Дело в том, что в первом классе очень много заданий, особенно по письму, которые не вызывают у детей непосредственного интереса, но требуют больших усилий. Поэтому дети с доминированием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами учения могут оказаться менее готовыми к школьному обучению (в том виде, как оно существует у нас на сегодняшний день), чем ребята с доминированием социальных мотивов учения. В силу того, что они относятся к учебе только как к источнику интеллектуального удовольствия, а не как к социально значимой деятельности, которую необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоциональных переживаний, эти ученики не всегда принимают и выполняют поставленную учителем задачу.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность к школе включает в себя:

  • Способность установления ло­гической связи и отношения между понятиями и явлениями;  сформированность обобщающих операций ребенка, возможности отвлечения, способности его выделять существенные признаки предметов или явлений.
  • Достаточный уровень  сформированности зрительных и зрительно-пространственных представлений. 
  • Способность понимать логико-грамматические конструкции. Знать  и понимать предлоги: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, ближе, дальше,  перед, за, спереди от, сзади от и др.
  • Достаточное развитие фонематического слуха (способность различать фонемы родной речи)
  • Развитая речь (оптимальный по возрасту словарный запас, сформированность лексико-грамматического строя речи, чистота произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
  • Способность произвольного запоминания материала (слухо - речевая память, зрительная память, кинестетическая память)
  • Достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
  • Способность концентрировать внимание.

 

Эмоционально-волевая готовность.

В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит:

  1. Произвольность. Сформированность произвольности поведения ребенка проявляется в:
  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; 
  • умение ориентироваться на заданную систему требований; 
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; 
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

 

  1. Соподчинение мотивов (определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие). Cоподчинение мотивов способствует возникновению и совершенствованию способности ребенка отказаться от привлекательного в данный момент деятельности в пользу выполнения более значимой, хотя и, возможно, менее интересной деятельности.
  2. Эмоциональная устойчивость.
  3. Определенный уровень развития самосознания: самооценка – дифференцированная и не завышенная.

Социально-психологическая готовность

  1. Потребность в общении со сверстниками
  2. Умение общаться с другими детьми
  3. Умение подчинять свое поведение законам детских групп
  4. Умение  быстро осваиваться в новой обстановке
  5. Навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации умение усваивать информацию в ситуации группового обучения.
  6. Способность принимать роль ученика
  7. Адекватное восприятие позиции учителя и его действий
  8. Осознание школьных правил

Ребенка считают не готовым к школьному обучению если он:

  • - настроен исключительно на игру;
  • - недостаточно самостоятелен;
  • - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  • - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
  • - имеет серьезные нарушения речевого развития;
  • - не умеет общаться со сверстниками;
  • - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен