Психологический портрет младшего школьника

  1. Социальная ситуация развития:
  • Отношения с окружающими перестраиваются в связи поступлением в школу. Если раньше в жизни ребенка существовала дифференциация на «ребенок-взрослый» и «ребенок - сверстники» и эти системы были связаны игровой деятельностью, то теперь система «ребенок - взрослый» дифференцируется на «ребенок-учитель» и «ребенок-родитель». Отношения "ребенок - учитель" становится отношением "ребенок -общество".
  • В жизни ребенка появляется оценка. От нее зависит отношение к ребенку: учителей, родителей, одноклассников
  • Авторитет родителей отодвигается на второй план
  • Игра постепенно вытесняется учебной деятельностью.
  • Изменяется режим дня –  он становится однообразный.
  • Из старших в д/с дети становятся младшими в школе.
  1. Общение со сверстниками.
  • В начале младшего школьного возраста (7-8 лет) дружба у детей возникает по больше части из-за внешних причин. Дети могу рядом жить, сидеть за одной партой. Дружба обычно возникает легко, но не является прочной. Главная причина выбора друга – «с другом весело». В такой дружбе превалирует эгоцентричная позиция ребенка. В школе наиболее привлекательными  и популярными детьми оказываются отличники с хорошим поведением на уроке и положительным вниманием учителя.
  • В 9-11 лет в друге ребенка уже привлекают качества характера: доброта, отзывчивость, щедрость. Причина выбора друга – «друг поможет».
  1. Ведущая деятельность младшего школьника - учебная деятельность. Целью учебной деятельности является познание окружающего мира. Она направлена на удовлетворение познавательных потребностей. Учебная деятельность это самый регламентированный вид деятельности, обязательный и результативный. В отличие от игры в процессе обучения ребенок получает удовольствие от результата, а не от процесса. Игра как вид деятельности постепенно отходит в сторону. Успехи или неуспехи в учебе влияют на развитие мотивации у детей:
  • Справляющиеся с учебной программой ученики получают поощрение за успехи, у них формируется высокая самооценка, высокий уровень притязаний. В учебе такие ученики больше всего ценят уроки математики, письма, чтения.
  • Ученики, по какой либо причине, не справляющиеся с учебой получают наказание за неудачи, у них наблюдается заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Из учебы им больше всего нравятся уроки пения, рисования, они любят и ждут каникулы.

Отметим, что трудности в учебе могут быть вызваны:

  • несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной мотивации, подходящих учебных действий и т.д.);
  • недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, низкой работоспособностью ребенка,  зависимостью от взрослых;
  • неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностными нарушениями, направленностью на другие, внешкольные интересы
  1. Эмоциональная сфера.
  • В эмоциональной сфере младшего школьника появляется эмоциональная децентрация способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.
  • Появляется обобщение переживаний ( Кризис 7 лет): Ребенок начинает понимать и осознавать свои переживания, они для него приобретают смысл. Плохие и хорошие переживания (успехи или неудачи в учебе, в общении, в разных ситуациях) извлекаются из памяти и суммируются, что приводит к изменению отношения к себе, своему положению, своим успехам (т.е. у ребенка на основе своего опыта может формироваться чувство собственной значимости или чувство оскорбленного самолюбия, чувство компетенции или неполноценности). В дальнейшем самооценка ребенка может изменяться.
  • У младшего школьника появляется сдержанность в проявлении эмоций, возможность контролировать свои эмоции.
  • Развиваются  чувства: ответственности, долга, товарищества, доверия.
  1. Мышление. В первом и во втором классе у ребенка ещё преобладает наглядно-образное мышление. Но к 3-4 классу мышление становится словесно-логическим. Развиваются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение. Ребенок больше начинает думать о своем поведении: поведение становиться осознанным: захотел -  подумал – сделал.
     
  2. Главное новообразование начала младшего школьного возраста – произвольность. Возможность сознательно контролировать свои действия и подчинять их правилу.
     
  3. В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей (могу или не могу решить эту задачу?, чего мне не хватает для ее решения?)
     
  4. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе.