Подростковый возраст. 10-15 лет.

Анатомические и физиологические изменения начинают происходить с детьми с 10–ти лет:

  • Начало пубертатного периода знаменует повышенная активность гипофиза.

Гормоны гипофиза вызывают интенсивный рост тканей и костей. В среднем стадия длится с 10 до 14 лет.

  • Начинается интенсивный рост костей, а масса тела увеличивается не так интенсивно . Отсюда появляется «нескладный внешний вид» подростка.
  • Мышечная сила возрастает, что приводит к раскоординированности.
  • Непропорциональный рост сосудов и сердца приводит к аритмиям и головным болям, к высокой утомляемости, невнимательности.
  • Примерно с 11 лет так же начинают активизацию половые железы, которые выделяют половые гормоны, что приводит к появлению вторичных половых признаков: У мальчиков: рост волос на лице и в области лобка, становление голоса. У девочек – рост  волос в области лобка и  увеличение молочных желез

В сущности, полное половое созревание происходит у девушек к 17 годам, у юношей к 18. Анатомо-физиологическое – у девушек к 20 годам, у юношей к 24-м.

Психологические особенности полового созревания:

11-12 лет: Усиление подкорковой, по сравнению с корковой активностью приводит к:

  • Повышенная возбудимость,
  • Эмоциональная неустойчивость,
  • Гиперактивность.
  • Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражи­телям: неадекватные реакции на внешние  воздействия (безразличие или несдержанность)
  • Снижение произвольного контроля
  • Увеличивается время ответной реакции.
  • Речь под­ростков часто замедляется, она становится краткой и стереотип­ной.
  • Резкие нарушения вегетативных функций ( сердцебиения, отдышки)
  • Младшие подростки недостаточно дифференцированно воспринимают поступающую информацию, испытывают трудности в поддержании произвольного внимания, состояния бдительности.
  • Ухудшение почерка
  • Повышается утомляемость (сон или сильное возбуждение)

Таким образом, в раннем подростковом возрасте наблюда­ются явления регресса мозговой организации, обусловливаю­щие особенности подросткового поведения.

13-15 лет:

  • Нервная система уравновешивается:
  • психическое состояние, самочувствие, настроение   приходит в норму
  • снижается раздражительность
  • повышается работоспособность, выносливость
  • улучшается настроение и самочувствие
  •  появляется  интерес  к своей внешности и влечение  к противоположному полу

Социальная ситуация развития.

  • Изменяется положение в семье, в школе, в обществе (уже не ребенок)
  • Предъявляется новая система требований
  • Растет самостоятельность и независимость  
  • Появляется новый взгляд на мир и на себя, новая система ценностей, настойчивость в их отстаивании.
  • Центр духовной  жизни подростка перемещается из дома во внешний мир.
  • Меняется характер отношений со взрослыми: стремление к равноправию: Подросток стремиться занять равную позицию со взрослым. Способы:

-ограничивает права взрослых, а свои расширяет

-претендует на уважение своей личности, на доверие

-протестует против мелочной опеки, контроля, недоверия (универсальная психологическая цель возраста – избавление от родительской опеки) . Тут уместно будет привести высказывание В.А. Сухомлинского о противоречиях данной позиции подростков:

  • «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели.
  • Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно.
  • Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня.
  • От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека.
  • Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины»

Потребности подростков.

Потребность в эмоциональной автономии -  потребность от освобождения от эмоциональных отношений, которые образовались у ребенка в детстве с родителями. Потребность обособления от семейного МЫ и поиск своего Я.

Ошибки родителей -  

  • Поощрения и культивирования в своих детях чувства зависимости, прерывая любые акты самостоятельности. Такие родители не позволяют  стать подросткам полноценными взрос­лыми людьми.
  • Эмоциональное отторжение, при котором дети вообще не поручают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей и от них тре­буют большей, чем это возможно в их возрасте, самостоятель­ности.

Потребность в поведенческой автономии - обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства предпринимать самостоя­тельные действия. Проявления:

  • Уменьшение физического контакта с родителями ( поцелуи, ласки)
  • Приобретения своего собственного пространства – комнаты, уголка, где он мог бы уединиться и быть там хозяином – отсюда такие бурные реакции подростка на вход в его комнату без стука.

Потребность в интеллектуальной автономии - предполагает способность мыслить, критически проверяя провозглашаемые кем-то утверждения, распознавать разнообразные влияния, ис­ходящие от родителей, от различных социальных групп, партий, и умение фильтровать их, не принимая все на веру. Зачастую это приводит к тому, что подростки начинают под­вергать переоценке те правила, ценности и традиции, которые декларируются родителями, учителями  и обществом в целом.Если более младшие по возрасту дети принимают как должное рассуждения и объяснения, которые приводят старшие, то подростки способны следить за мыслью взрослых, замечая нарушения логики  и недостаточность их аргументации. Нередко это становится причиной конфлик­тов, возникающих между подростками и взрослыми: последним нелегко принять изменения, произошедшие с покладистыми детьми, особенно в том случае, когда взрослые рассматривают их возражения только как покушение ни авторитет.

Потребность в признании и уважении - Подростка не устраивает та система отношений, которая сложилась в детстве, он хочет выйти на совершенно иной уровень общения с родителями, учителями, другими взрослыми — уровень горизонтальный «взрослый-взрослый». Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять все возрастающее стремление детей к взрос­лости становятся причиной конфликтов и отчуждения детей от семьи, причиной их неудовлетворенности от общения с роди­телями и направленности на группы ровесников, которые в большей степени отвечают этим запросам.

Потребность в положительной оценке.  Это важная потребность для всех людей сильно выражена у подростков. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порож­дает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство соб­ственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он по­лезен и необходим в этом мире.Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает у него чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компен­саторные и невротические механизмы.

Потребность в любви и внимании. Подростки нуждаются в любви и внимании родителей, и родителям необходимо научится строить со своим ребенком отношения на новом уровне, что совершенно не исключает любовь и внимание к своему ребенку.

Потребность общения со взрослыми.

Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности а общении со сверстниками. Однако, как показывают некото­рые данные, необходимо различать общение формальное, рег­ламентированное, посвященное вопросам поведения, учебы и т. д. и неформальное, нерегламентированное общение с роди­телями. Если первое вызывает у подростков острую неудов­летворенность, то потребность во втором не меньше, чем в обще­нии со сверстниками, но удовлетворяется меньше чем наполо­вину (29,2%).

Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для боль­шинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Потребность общения со сверстниками.

Общение -  является ведущей деятельностью подросткового периода. Общение со сверстниками является важной составляющей развития подростков, хотя бы потому , что именно с людьми этого возраста им потом жить.

Что даст здоровое общение со сверстниками подростку:

  • Общение со сверстниками — это очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юно­ши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосек­суальное развитие или придать ему нездоровый характер.
  • Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодей­ствия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с об­щественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на разных началах и статус надо заслу­жить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необ­ходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревнователь­ность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. Статус подростка в коллективе, оказывает сильнейшее влияние на его поведение, самосозна­ние, самооценку.
  • Общение со сверстниками —это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь рав­ных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Так же стоит уточнить, что в благополучных подростковых группах самостоятельности и признания подросток будет склонен добиваться демонстрацией собственных качеств и умений. А в неблагополучных группах – нарушением норм и требований взрослых.

Противоречия: желание быть индивидуальностью и конформность в подростковых группах. Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрез­вычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою не­зависимость от старших, подростки зачастую абсолютно не­критически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрез­вычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою не­зависимость от старших, подростки зачастую абсолютно не­критически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокреп­шее, диффузное  «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они».

Дружба подростков.

  • Появляется потребность в единственном друге
  • Дружба складывается не сразу, идет поиск
  • Возникают отношения легче, чем закрепляются
  • Основа выбора друга – личностные качества
  • К другу  предъявляются завышенные требования, которым сам подросток не отвечает: настоящий друг во всем помогает, не отказывает в просьбе, не бросит в беде, заступится за слабого, не подведет, не предаст, хранит тайну, добросовестно относится к делу  и т.д.
  • Это приводит к обидам, ссорам, конфликтам, разрыву отношений
  • В друге подростка привлекают те качества, которых нет у самого
  • Друг становится образцом поведения (+ и -)
  • Друга охраняют от посягательств на него других
  • Дружба очень эмоциональна, насыщена переживаниями

Отношения между мальчиками и девочками.

  • Возникает желание нравиться
  • Это способствует появлению   интереса к своей внешности и  друг другу:
  • у девочек к более старшим подросткам
  • у мальчиков в форме «задирания» девочек
  • Дружба м/д мальчиками и девочками возникает редко
  • 5-8 класс: компании однополые
  • 9-10 класс: - смешанные, в них позже возникаю пары

Феномены подросткового периода:

  • «Воображаемая аудитория».

Это определенные по­веденческие особенности  подростков: их чрезмерная озабочен­ность собой приводит к тому, что им кажется, что и других в такой же степени волнует их внешность или поведение. В результате подростки почти все время чувствуют себя как на сцене и тратят много анергии на выступление перед воображае­мой аудиторией. Стремление подростка к уединению и нежеланию раскрываться в какой-то  степени может быть его реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим наблюдением других людей и, соответственно, он пытается всячески минимизировать это внимание.

  • «Миф о собственной исключительности.

       Миф отражает убежденность подростка в уникальности их личных переживаний: находясь под настоянным вниманием «воображаемой аудитории», под­ростки преисполняются убежденности в своей особенности, уникальности. Как                  правило, со временем эгоцентризм преодолевается установлением тесных межличностных отношений со сверст­никами, и подростки узнают, что и другие испытывают чувства, сходные с их собственными.

  • «Подростковый комплекс эмоциональности»

Он включает в себя перепады настроения — от безудержного ве­селья к унынию и обратно — без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно:

  • Сентиментальность -  черствость
  • Застенчивость  - развязность
  • Эгоистичность – самопожертвование
  • Целеустремленность и настойчивость  - импульсивность и неустойчивость
  • Безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе
  • Возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью

 

  • « Чувство взрослости» - отвержение своей принадлежности к детям. Оно проявляется как субъектив­ное переживание готовности быть полноправным членом кол­лектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятель­ности, желании показать свою «взрослость», добиваться, что­бы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением.

Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:

  • Подражание внешним признакам взрослости: курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремле­ние к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украше­ния. Приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухажи­вания. Это, самые легкие пути достижения взрослости и самые опасные.
  • Равнение подростков-мальчиков на качества «настояще­го мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность и дружбе и т. п. Девочек-подростков на качества  «настоящей женщины»: красота, женственность, модная одежда, кокетство, доброта.
  • Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотруд­ничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого.
  • Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стрем­лении  подростка что то знать и уметь по-настоящему. Этим стимулируется развитие познавательной деятельности, содержанке которой выходит за пределы школьной программы. Возникают активные познавательные  интересы, дифференцированное отношение к школьным предметам.

Рефлексия.

У подростков появляется способность анализировать собственное мышление: «я думаю, о том, как  я думаю».  Возникает повышенный интерес к своим качествам, особенно негативным. Происходит сравнение себя со сверстниками (сверстник – мерка). Отсюда существует высокая чувствительность к негативным оценкам окружающих.

Образ собственного тела.

Степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит от того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

Самооценка подростков.

Среди четырех источников социальной поддержки: роди­тели, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка, отношение одноклассников наиболее полно влия­ют на самооценку подростка. Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подвер­женность внешним воздействиям в младшем подростковом воз­расте и большую устойчивость, многосторонность охвата различ­ных сфер жизнедеятельности и старшем подростковом возрасте.

Итог подросткового возраста:

  • достижение нового уровня самосознания:
  • целостное представление о себе
  • эмоциональное отношение  к себе
  • желание изменить в себе негативные черты